В системе преподавания школьных предметов Лего – единственный урок, где развивается успешность ребенка, где он может соотнести свои знания и умения с реальным результатом, где дети могут явно оценить себя – реальная самооценка.
Только на уроке Лего, можно услышать: « Ты, гений!» обращается один ребенок к другому. Только здесь дети рассуждаю, что раньше они и не думали, что чего-то могут достичь, а теперь стали увереннее в себе и с радостью изучают сложные темы.
Чем же привлекают детей такие уроки? Урок сложный, ведь если внимательно изучить учебники старших классов, то только там можно найти темы, о которых дети узнают, благодаря Лего.
Важной составляющей пропедевтического изучения сложных тем физики является повышенный интерес детей к результату своего труда. Не каждый раз ребенку удается увидеть и реально оценить свой результат. Ведь в школе учат «по образцу». Хочешь быть лучшим – делай как я, а «я» - это образец почерка, решения, безошибочного выполнения задания. Каждый ли ученик может сделать по образцу?, а надо ли это?
Ведь в современной обстановке цениться как раз не умение действовать по образцу, а возможность принять решение самостоятельно, применимо к данной ситуации, учитывая окружающие особенности и наличие вспомогательных материалов.
И, что немаловажно – умение согласовывать свои действия с окружающими, т.е. – работать в команде.
Именно такие навыки получают школьники на уроках Лего. Изучая курс «Лего-технологии на уроках в начальной школе» они играючи познают некоторые разделы физики, информатики, логики, технологии, учатся мыслить и выражать свою точку зрения, пользуясь Лего-терминологией.
Курс рассчитан на 1 год в начальной школе – это может быть любая параллель. Есть опыт работы с 4-классниками и второклассниками. Весь сложный материал постигается благодаря огромному интересу детей к достижению результата, к выражению своей индивидуальности.
За счет чего может повыситься самооценка ребенка – за счет его успешности, далеко не каждый ученик, тем более в начальной школе, сможет проверить, написанное им самим и решить насколько верно он выполнил задание. То есть оценивает учитель, и это постепенно приучает детей не задумываться о результате сейчас, сделать как смог, а там посмотрим. Лего не дает такого шанса, приучает детей быть собранными, ответственными за результат своей деятельности, и что очень важно – показывает, что любую задачу можно решить не просто 2-3 способами, а огромным количеством. Ведь ставя любую задачу перед детьми можно получить столько вариантов её решения, сколько детей у вас в классе. Ученики смогут сравнить решения поставленной задачи, ведь они реализованы в конкретных моделях и видно успешное или нет воплощение идеи. Очень цениться умение ребенка мыслить самостоятельно и выражать свою фантазию в модели, не строить по образцу, только так можно воспитать в ребенке творческую личность – а не то ли это «задание партии и народа», о чем говорят в своих речах чиновники от образования.
Умение достичь цели, не бросить начатое, продолжить или начать заново – всему этому учит нас Лего, ведь стоит начать – заканчивать не захочется.
Настало время действовать, а не говорить. Известно, что В Москве и Санкт-Петербурге Лего дети знают давно, пришло время провинций, мы, конечно «изобретаем велосипед» создавая какие-то материалы для своих учеников, но этот велосипед каждый должен построить сам, ведь иначе мы опять будем делать по образцу. А поощряя в детях творчество нужно быть творческим самому.
Мне, как педагогу, вставшему на путь работы с образовательным Лего не хватает урока раз в неделю, и даже двух. В дни школьных каникул со своими коллегами, которых мне удалось увлечь мы собираем детей на погружение в Лего, пусть не все из них смогут чего-то достичь в Лего-конструировании и программировании, но это однозначно полезно всем. С первого класса изучая алгоритмы, в которых есть циклы, ветвления, дети не сразу осознают, что это, но придет время и придет понимание, главное что в возрасте начальной школы детям все очень интересно, и они не боятся нового, а на волне их интереса можно «горы свернуть».
Детям на уроках Лего ИНТЕРЕСНО, и они с радостью бегут на урок.
Практическая ценность изучения Лего-конструирования и программирования Лего-роботов в начальной школе выражается:
· Умение детей работать в паре;
· Овладение Лего-терминологией;
· Желание открывать новое в мире науки и техники;
· Изучение основ программирования;
· Нестандартность и неоднозначность в решении поставленных задач;
· Желание детей помочь друг другу – развитие коммуникативных умений;
· Выявление детей с конструкторскими способностями – ни один другой предмет в школе не дает этого представления;
· Способность логически мыслить и редактировать программу робота.
Актуальность изучения Лего-технологий в начальной школе в нашем городе стоит очень остро – мы живем в городе ракетостроителей – Государственный ракетный центр – одно из градообразующих предприятий города, у нас город машиностроителей – УралАЗ – крупнейшее предприятие города. В настоящее время нашей стране не хватает квалифицированных кадров – инженеров, конструкторов, технологов Машино и ракетостроения. Пусть пройдет время и не мене 10 лет, но у детей, выявленных на уроках Лего, не пройдет любовь к созиданию, радость от достижения поставленной цели, желание побеждать.
Лего-уроки это первая ступенька подготовки участников турниров Лего-роботов в городе, области, Москве.
|